СлужеБныЙ РомаН — 02 СериЯ

Служебный Роман — советский художественный фильм, лирическая комедия в двух сериях режиссёра Эльдара Рязанова. Фильм создан на киностудии «Мосфильм» в 1977 году; лидер проката 1978 года — свыше 58 млн зрителей. В 1979 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Фильм повествует о жизни работников московского статистического учреждения. Людмила Прокофьевна Калугина — директор этого учреждения. Она довольно ответственна, строга, что свойственно многим начальникам, но при этом некрасивая и одинокая женщина. В коллективе её за глаза называют «Наша мымра».

Анатолий Ефремович Новосельцев — старший статистик учреждения. Очень робкий и рассеянный человек, но при этом добрый и заботливый. Имеет двух сыновей, которых ему оставила жена, и с которыми происходят различного рода инциденты. У Новосельцева есть лучший друг с институтских времён — Ольга Петровна Рыжова, которая работает в этом же учреждении и всегда приходит к нему на помощь в минуту различных невзгод.

Анатолий Ефремович мечтает о повышении, так как освободилось место начальника отдела лёгкой промышленности. И вот, в один прекрасный день в статистическое учреждение заместителем директора назначают недавно вернувшегося из заграницы Юрия Григорьевича Самохвалова — бывшего институтского товарища Новосельцева и бывшего возлюбленного Ольги. Он достаточно обеспечен, женат, живёт с шиком. Самохвалов пытается попросить Людмилу Прокофьевну о назначении Новосельцева на вакантное место, но Людмила Прокофьевна отказывает ему. Тогда Юрий Григорьевич советует своему другу приударить за Калугиной вечером у него дома, где планируется отпраздновать назначение.

Новосельцев, который смертельно боится Людмилы Прокофьевны, хоть и не сразу, но принимает предложение Самохвалова. Уединившись с ней, Анатолий Ефремович совершенно нелепо пытается угостить Калугину коктейлем, завести разговор о грибах, но Людмилу Прокофьевну ни он, ни предметы разговора не интересуют. Новосельцев уходит, но потом возвращается в несколько подвыпившем состоянии и безуспешно пытается развлечь Людмилу Прокофьевну стихами, песнями и танцами. Попытки угодить надоедают Людмиле Прокофьевне и она выгоняет Новосельцева, а тот в ответ высказывает своему директору в присутствии коллег всё, что о ней думает. После этого Людмила Прокофьевна уезжает домой.

Утром Самохвалов советует Новосельцеву извиниться за вчерашнее перед Калугиной, которая, видимо, удивлённая поступком Новосельцева, стала изучать его личное дело, о чём Новосельцеву сообщает секретарша Верочка. Анатолий Ефремович думает, что его увольняют за хулиганство, но, тем не менее, всё равно идёт к Людмиле Прокофьевне извиняться и делает это настолько нелепо, что доводит директора до слёз.

Успокоившись, Людмила Прокофьевна рассказывает ему о своём одиночестве и обыденности жизни директора, которая превратила её в «старуху», а ведь она совсем молода и даже моложе Новосельцева. После этого признания Новосельцев защищает Людмилу Прокофьевну от друзей, ждущих его у кабинета и обозвавших Калугину старухой. Этим же вечером Новосельцев задерживается на работе из жалости к Людмиле Прокофьевне. Не застав её в своём кабинете, он разыгрывает для себя сценку, как будто его назначают на желанную должность. К этой сценке «подключается» возвратившаяся Людмила Прокофьевна, которая прекрасно понимает, зачем Анатолий Ефремович остался на работе допоздна.

Тем временем у Ольги проснулись прежние чувства к Самохвалову. Она пишет ему письмо, которое просит передать ему через Верочку. Та, в свою очередь, читает письмо, и, в результате, о содержимом письма узнаёт весь коллектив. Самохвалов просит Ольгу забыть об этих чувствах, так как это может скомпрометировать его перед сослуживцами и женой. В учреждении происходит небывалый инцидент: из месткома ошибочно сообщают о смерти начальника общественного питания Петра Ивановича Бубликова. Профсоюзная активистка Шура выставляет в фойе венок и траурный портрет умершего, после чего она, как и весь коллектив, приходит в шок, увидев живого Петра Ивановича.

Новосельцев, уже не из корысти, а всерьёз решившийся ухаживать за Людмилой Прокофьевной, тайно дарит ей цветы. Увидев этот подарок, Калугина, догадавшаяся, кто его принёс, вызывает Анатолия Ефремовича, после чего выгоняет, так как тот не нашёл в себе мужества признаться в том, что именно он подарил ей цветы.

Ольга Петровна продолжает писать Юрию Григорьевичу любовные письма. Самохвалову это порядком надоедает, и он отдаёт эти письма Шуре, чтобы поведение Рыжовой рассмотрел местком. В дело вмешивается Людмила Прокофьевна, которая отбирает у Шуры письма и отчитывает своего заместителя за этот подлый поступок. Шура рассказывает о случившемся всему коллективу, в том числе Анатолию Ефремовичу, который без спроса врывается в кабинет Самохвалова, беседовавшего с Калугиной, отдаёт своему другу долг в 20 рублей и в присутствии Людмилы Прокофьевны даёт ему пощёчину. Самохвалов грозится отомстить за это и уходит, а Калугина, оценившая поступок Новосельцева, приглашает Анатолия Ефремовича к себе домой.

Вечер Новосельцев провёл с Людмилой Прокофьевной, которая из «старухи» преобразилась в весьма привлекательную женщину. Анатолий Ефремович делает ей предложение руки и сердца, но Людмила Прокофьевна, когда-то перенесшая предательство ухажёра, не торопится с ответом. На следующий день Людмила Прокофьевна приходит на работу, впервые опоздав и производя на коллектив шок оттого, как она изменилась. Самохвалов, понимая, что между Новосельцевым и Калугиной — служебный роман, сообщает Людмиле Прокофьевне, что все ухаживания его друга были корыстны и движимы желанием повышения в должности.

Поражённая Людмила Прокофьевна издаёт приказ о назначении Новосельцева начальником отдела лёгкой промышленности, а затем сообщает об этом пришедшему к ней радостному Анатолию Ефремовичу. Новосельцев, понимая, что всё это старания Самохвалова, отказывается от должности и признаётся Людмиле Прокофьевне в любви, но она ему уже не верит. Новосельцев рвёт приказ и пишет заявление об уходе, которое, в свою очередь, рвёт Людмила Прокофьевна, на что в ответ Анатолий Ефремович пишет заявление во второй и в третий раз, где в качестве причины своего ухода назвал директора учреждения «самодурой», и после этого обзывает Калугину мымрой. Словесная перепалка переходит в драку. Анатолий Ефремович пытается спастись в служебной машине, куда попадает и разъярённая Людмила Прокофьевна, которая успокаивается, попав в объятия Новосельцева.

На вопрос водителя «Куда едем?» Новосельцев отвечает: «Прямо», после чего финальные титры сообщают, что через девять месяцев у Новосельцевых было уже три мальчика.

Награды
  • 1978 — Лучший фильм года, Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков — лучшие актёры года (по опросу журнала «Советский экран»);
  • 1979 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых:
    • соавтору сценария, Эмилю Брагинскому, соавтору сценария и режиссёру, Эльдару Рязанову и оператору, Владимиру Нахабцеву
    • актёрам Андрею Мягкову, Олегу Басилашвили и Лии Ахеджаковой.
Съёмки

Съемка фильма заняла 63 дня. Снимали картину большими эпизодами, тремя камерами, что было в новинку для советского кинопроизводства. Актёры для этого фильма были подобраны очень быстро, поскольку у Эльдара Рязанова оставались своеобразные «резервы» после кинопроб в других его картинах:

  • Светлана Немоляева пробовалась на роль Нади в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»;
  • в числе претендентов на роли в нём же были Олег Басилашвили (он должен был играть Ипполита, но накануне съёмок у него умер отец) и Алиса Фрейндлих (также она пробовалась на роли Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе» и Алевтины в «Зигзаге удачи»). Единственной исполнительницей главной роли, взятой «со стороны», стала Людмила Иванова (на роль Шуры пробовались также Римма Маркова и Нина Агапова).

С «Иронией судьбы» связано также и появление в «Служебном романе» Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой. По словам Эльдара Рязанова, Мягкову специально налепили такие усики и очки в грубой оправе, чтобы в начале фильма он производил как можно большее впечатление «канцелярской крысы» и безынициативного недотёпы. Сделать это было довольно непросто, так как за два года до этого актёр снялся в роли лиричного романтика Жени Лукашина из «Иронии судьбы», но режиссёр старался как можно дальше увести его нынешнего персонажа от предыдущего.

По словам Рязанова, сцена «романтического застолья» Калугиной и Новосельцева у неё дома — исключительная импровизация этих двух актёров, сыгранная на высшем уровне актёрского мастерства. Также импровизацией была сцена обращения Новосельцева с «рационализаторским предложением» к Калугиной, на торжестве у Самохвалова. Снег на деревьях с ещё зелёной листвой, запечатлённый в фильме, выпал в Москве 25 сентября 1976 года. Первоначально в фильме не планировалось подобной сцены, но режиссёр решил не упускать этот каприз природы и удлинил фильм на 3,5 минуты.

Чтобы не превращать фильм в телевизионный спектакль с действием исключительно в помещениях (как, например, следующий фильм Рязанова «Гараж»), Рязанов решил «разбавлять» сцены внутри зданий видами бурлящей пешеходами и автомобилями Москвы, а также её пейзажами.

Действие фильма происходит практически всё время в одном здании статистического учреждения. Три части этого здания на самом деле снимались в разных местах Москвы:

  • Вход в учреждение и его фасад — это вход в бывший доходный дом Хомякова по адресу: улица Петровка, дом 3/6. Там находятся нынешнее Федеральное агентство морского и речного транспорта и ресторан «Большой».
  • Все внутренние помещения (включая кабинеты Калугиной и Самохвалова, а также рабочий зал учреждения) были сооружены в павильонах Мосфильма.
  • Крыша с растениями — это крыша дома Нирнзее, находящегося по адресу: Большой Гнездниковский переулок, дом 10.

Герои живут в разных местах Москвы и Подмосковья, чтобы можно было проследить маршрут каждого из дома на работу, а также подчеркнуть их социальный статус:

  • Людмила Калугина — в «элитном» доме по адресу Большая Никитская улица, дом 43 (фасад дома выходит на Скатертный переулок);
  • Юрий Самохвалов — на улице Горького, в доме по соседству с Центральным телеграфом (центр Москвы).

Рядовые сотрудники живут в спальных районах:

  • Новосельцев — в переулке Чернышевского;
  • секретарша Верочка — на Чертановской улице;
  • Рыжова — в Подмосковье, на Ярославском направлении.

Когда Ольга Рыжова впервые встречается с Самохваловым, она говорит, что живёт в отдельной квартире «за городом, но недалеко от станции». При этом в качестве подмосковной станции снята «Лосиноостровская». Благодаря многочисленным актёрским экспромтам было отснято намного больше материала, чем вошло в окончательный вариант фильма (почти на 3 серии). Например, из фильма был вырезан эпизод, в котором Шурочка (после появления «ожившего» Бубликова), несётся по коридорам статистического учреждения с криком:

Я не виновата! Умер однофамилец, а позвонили нам!

Разгневанный Бубликов идёт на неё с кулаками. Наконец Шура набирается смелости, выходит ему навстречу и восклицает:

Да здравствует живой товарищ Бубликов!

Все аплодируют, а Бубликов в изумлении говорит:

Товарищи, спасибо за всё!

В первоначальном сценарии муж Верочки был одним из основных героев фильма, тоже сотрудником «статистического учреждения». По замыслу сценаристов, он постоянно выяснял отношения с женой. Его роль исполнил Александр Фатюшин (пробовался Михаил Светин). С ним было отснято много материала, например, как они спорили о том, рожать ли им ребёнка, или как они уезжали после работы на мотороллере. Но из-за травмы глаза Фатюшин не смог сниматься.

В итоге этот персонаж был вообще практически удалён из фильма — он только разговаривал с Верочкой по телефону, но даже озвучивал «голос в трубке» другой актёр. Сам Фатюшин появляется в фильме эпизодически:

  • на пару секунд, сразу после титров, когда Новосельцев пытается занять 20 рублей у Ольги;
  • в сцене всеобщего изумления, когда в вестибюле учреждения появляется «передумавший» умирать Бубликов;
  • в сцене умиления сотрудников учреждения новым обликом влюблённой Калугиной.

Бронзовый Пегас, которого переносит Новосельцев, ранее был задействован в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Он же будет показан в фильмах «Формула любви» Марка Захарова, «Старый Новый год» Наума Ардашникова и Олега Ефремова и «Ширли-мырли» Владимира Меньшова.

Слова песни «У природы нет плохой погоды» были написаны самим режиссёром и соавтором сценария, Эльдаром Рязановым (по его словам, в том случае он перебрал массу вариантов стихов известных поэтов, но так ничего и не нашёл). Он передал их композитору фильма, Андрею Петрову под видом стихотворения английского поэта Уильяма Блейка, чтобы не смущать его. Тот не почувствовал «подлога», но когда узнал истинное авторство, многие стихи знаменитых поэтов, предлагаемые Рязановым при дальнейшем сотрудничестве, казались ему стихами самого Рязанова. Песня стала лауреатом фестиваля «Песня-78». В концерте она звучит в исполнении Людмилы Сенчиной, так как Алиса Фрейндлих не смогла принять участие в съёмках из-за плотной занятости в спектаклях театра Ленсовета.

Во время съёмок фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Андрей Мягков выражал недовольство по поводу того, что Эльдар Рязанов «не разрешил» ему исполнять песни. В этом новогоднем фильме за него пел Сергей Никитин, но в «Служебном романе» Мягков исполнил вокальные партии уже самостоятельно.

В начале первой серии (1:44) среди табличек с названиями организаций можно разглядеть «НИИ ЧЕГО» при КЛООПЕ, что является отсылкой к НИИЧАВО из повести «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких и КЛООПу — фельетону Ильфа и Петрова, высмеивавшему неизвестно чем занимающиеся советские учреждения. Имеются также «Главкость», «Специзолятор при МЗСТУФХЦ», «Главбурение» (возможная аллюзия на «Контору глубокого бурения») и «Главрыба „Мосрыбстрой“» («Собачье сердце» Булгакова).



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *