КонтакТ
Контакт — фантастический мультфильм режиссёра Владимира Тарасова. Прекрасным летним днём художник выбрался на природу порисовать — «на этюды». Он прогуливается на лугу, заполненному цветами, кузнечиками, бабочками и птицами, и напевает мелодию. Остановившись у живописного озера, он замечтался. В этот момент приземляется инопланетный корабль, откуда выходит инопланетянин с треугольными глазами и бесформенным телом, переливающимся всеми цветами радуги.
Как и подобает пришельцу, человеческой речью он не владеет и поэтому издаёт гудки. Пришелец «фотографирует» глазами всё, что попадётся на пути, и изменяет своё тело так, что оно приобретает форму увиденного предмета. Заметив его, художник пугается и убегает, но дружелюбный инопланетянин догоняет его, чтобы… вернуть потерянные человеком сапоги. Пытаясь доказать отсутствие дурных намерений, инопланетянин пытается воспроизвести ту же мелодию, что напевал человек. Художник, услышав фальшивые ноты, поправляет пришельца. Контакт и общий язык с другим разумом найден.
Музыка
В фильме использована музыка Нино Роты«Speak Softly Love» (песня из фильма «Крёстный отец») в аранжировке Поля Мориа и композиция Джорджа Гершвина«Oh, Lady Be Good» в исполнении и аранжировке трио Леонида Чижика.
Награды и призы
Мультфильм был отмечен призами на кинофестивалях:
- «Гран-при» XVIII МКФ научно-фантастических фильмов в Триесте (Италия), 1979 г.
- Приз VIII МКФ короткометражных и документальных фильмов в Лилле (Франция), 1979 г.
Издание на видео
- В 2002 году выпущен на VHS и компакт-дисках Video CD в коллекции «Мастера Русской анимации» с английскими субтитрами, далее — на DVD: «Masters of Russian Animation Volume 2».
Отзывы
Владимира Тарасова в другой ленте «Контакт» (1978) интересует в первую очередь проблема сугубо психологическая. Режиссёр ставит перед собой задачу показать, на чём основана возможность взаимопонимания с существом, у которого само мышление происходит в совершенно других измерениях и формах. Фильм, показывающий, как инопланетное существо в своём стремлении осознать земную реальность подражает виду различных предметов, изобретателен и остроумен по изобразительному решению и глубоко оптимистичен. Режиссёр приходит к выводу, что в основе психологического контакта лежит понимание вечных ценностей бытия, и прежде всего добра как высшей категории нравственного общения, подчинённого одним и тем же принципам восприятия жизни.
— Асенин С. В.
Лучшие из картин Тарасова фантастической темы — «Контакт» (1978), «Тир» (1979) и «Перевал» (1988).
— Наталия Венжер
[rating]